самообследование 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЕК»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическимсоветом
МКДОУ Детский
(протокол от 18 апреля 2024 г. № 4)

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ Детский сад «Ручеек»
сад «Ручеек» Толкачева М. В.
19 апреля 2024 г.

Отчет о результатах самообследования
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад «Ручеек» за 2023 год

1

СОДЕРЖАНИЕ
I.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Общие сведения об образовательном учреждении 1.2.Оценка системы управления 1.3. Оценка образовательной деятельности 1.4. Оценка содержания и качества подготовки воспитанников 1.5. Анализ КРР 1.6. Оценка кадрового обеспечения 1.7. Анализ условий осуществления образовательного процесса II.
РЕЗУЛЬТАТЫ
АНАЛИЗА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ результатов деятельности ДОО 2.2. Перспективы развития ДОО -

3
5
6
11
18
19
23
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

24
28

2

І. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Общие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование в соответствии с уставом: муниципальное казенное
дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ручеек»
Сокращенное наименование в соответствии с уставом: МКДОУ Детский сад
«Ручеек»
Сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица
Общие сведения об учреждении.
Общая информация
Название (по уставу)

муниципальное
казенное
дошкольное
образовательное учреждение Детский сад «Ручеек»

Тип и вид

Тип:
образовательное
Вид: детский сад

казенное

Казённое
учреждение
законодательством РФ

Организационноправовая форма

Администрация
«Братский район»

Учредитель
Год основания

дошкольное
учреждение
в

муниципального

образования

665748 РФ Иркутская область, Братский район, п.
Прибрежный, пер. Школьный, 8

Телефон

408-354

e-mail

marina.tolkacheva.2012@mail.ru
сайта

с

1966

Юридический адрес

Адрес
Интернете

соответствии

в

http: // rucheek-prib.tvoysadik.ru

Должность
руководителя

Заведующий

Фамилия,
имя,
отчество руководителя

Толкачева Марина Владимировна

Местонахождение:
Образовательное учреждение расположено в нежилом 1-этажном здании в центре
поселка по адресу: п. Прибрежный, пер. Школьный, 8
Режим деятельности ДОУ: с 7.30 часов до 18.00 часов, длительность 10,5
часов.
Суббота-воскресенье:
выходной
Проектная мощность 110 воспитанников , фактическая наполняемость – 93%
Руководство детского учреждения осуществляется в соответствии с Уставом
детского сада и законодательством Российской Федерации. Цели деятельности и
управления ДОУ конкретны, реально достижимы и обеспечивают работу учреждения в
режиме развития.
Цель деятельности ДОУ — осуществление образовательной деятельности по
реализации образовательных программ дошкольного образования.
Предметом деятельности ДОУ является формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
3

формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
воспитанников.
Детский сад посещают 104 воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет. В Детском саду
сформировано 4 группы общеразвивающей направленности. Из них:
1-я
младшая
2-я
младшая
Средняя
группа
Старшая разновозрастная группа – 1.
Число воспитанников с ОВЗ - 0

группа
группа

–
–
–

1;
1;
1;

Заведующий – Толкачева Марина Владимировна.
Старший воспитатель – Мануилова Наталья Петровна.
Заведующий хозяйством – Макаревич Екатерина Петровна.
Социальный паспорт семей:

2022 - 2023 учебный год
91
58
31
40
4
0
12
26
2
42
10
1

Критерии
Общее количество семей
Полных
Неполных
Многодетных
Опекунство
Семьи, воспитывающие инвалидов
Медицинские и педагогические работники
Служащие
Индивидуальные предприниматели
Рабочие
Безработные
Военнослужащие

На учёте, как неблагополучная, состоит одна семья. Преобладает количество полных семей.
Радует, что половина семей – многодетные. Нет семей, воспитывающих инвалидов. Почти у всех
семей хорошие жилищные условия, нормальное материальное положение.

Уровень образования родителей:
Имеют высшее образование
Имеют средне-специальное образование
Имеют среднее образование
Родители-учащиеся или студенты

28
60
75
1

Жилищные условия:
Имеют собственный дом
Имеют собственную квартиру
Проживают в общежитии
Снимают жильё

33
57
0
7
4

1.2. Оценка системы управления
Управление
Детским
садом
осуществляется
в
соответствии
с
действующим законодательством и уставом Детского сада и строится на принципах
единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются:
педагогический совет, общее собрание работников. Единоличным исполнительным органом
является руководитель – заведующий.
Органы управления, действующие в ДОУ

Наименование органа

Функции

Заведующий

Осуществляет
общее руководство Детским садом;
представляет
интересы
Учреждения;
совершает
в
установленном порядке сделки от имени Учреждения;
осуществляет приём на работу работников Учреждения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом и
трудовым договором Учреждения.

Педагогический совет

Регламентируется локальным актом
Педагогического совета Учреждения:

–

Положением

 определяет
направление
воспитательнообразовательного процесса, разработку учебного
плана;
 обсуждает и принимает план работы Учреждения;
 принимает Программу воспитания и обучения детей;
 обсуждает методическое направление работы с
детьми и другие вопросы содержания методов и форм
образовательного процесса
 обсуждает вопросы повышения квалификации кадров
и др. вопросы.
Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
 участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны
с правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между работниками
и администрацией образовательной организации;
 вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее
5

работы и развитию материальной базы

Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Детского сада. С
2020 года в систему управления Детским садом внедрили элементы электронного
документооборота.
В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников и педагогических и иных работников по вопросам управления Учреждением и
при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные
интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников и педагогических работников в Учреждении:
1) создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников,
родительские комитеты Учреждения или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы работников Учреждения (далее – представительные
органы работников), порядок создания, деятельности, ликвидации, компетенция, права и
гарантии деятельности, которых устанавливаются федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации, Уставом представительного органа работников.
По итогам 2023 года система управления Детского сада оценивается как эффективная,
позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В
следующем году изменение системы управления не планируется

1.3.
Оценка образовательной деятельности и организации учебного
процесса
Организация образовательной деятельности строится на педагогически обоснованном выборе
программ (в соответствии с лицензией), обеспечивающих получение образования, соответствующего
ФГОС ДО.
В основу воспитательно-образовательного процесса МКДОУ Детский сад «Ручеек» в 2023
году были положены основная образовательная программа дошкольного образования,
самостоятельно разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования и с учетом примерной инновационной образовательной
программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/Под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой и Образовательная программа дошкольного образования
(далее — Программа), которая разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки
от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022
№ 1028и (далее — ФОП ДО).
Педагогический коллектив продолжительное время готовился к внедрению ФОП ДО. Была
создана рабочая группа по приведению ОП ДО в соответствии с ФОП ДО; дорожная карта и план
методического сопровождения по внедрению ФОП ДО; состоялся педсовет «Особенности
реализации ФОП ДО» и, наконец, 31 августа 2023 года на педсовете была утверждена новая
образовательная программа дошкольного образования детского сада «Ручеек».
6

Почти все педагоги прошли курсы по проектированию и разработки образовательной программы
в образовательной организации на основе ФГОС ДО и ФОП. Девять педагогов приняли участие в
обучающих семинарах «Воспитатели России», ГАУ ДПО ИРО и ООО «Учебный центр «Знания».
Провели родительское собрание по внедрению новой программы в ДОУ 20 августа 2023 года.
Нормативные документы по внедрению ФОП ДО, разработанные в ДОУ:
1.Положение о рабочей группе по приведению ОП ДО в соответствии с ФОП ДО.
2. Приказ об утверждении Положения № 13 от 10. 03.2023г.
3.Приказ о внедрении ФОП ДО и созданию рабочей группы – 14.03.2023 г.
4.Утверждение дорожная карта к приказу от 14.03.2023+ план методического сопровождения по
внедрению ФОП ДО.
5.Педсовет от 17.04.2023 «Особенности реализации ФОП ДО».
6.Приказ о проведении анализа ресурсного обеспечения ФОП ДО в МКДОУ Детский сад
«Ручеек».
7. Протокол Педсовета по утверждению ОП ДО.
8.Приказ об утверждении ОП ДО.

Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1)обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его
возрасту содержании доступными средствами;
2)создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям
русского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места проживания.
Целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ:
1. обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
7

2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3.построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4.создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования;
9. обеспечение гарантированного уровня и качества дошкольного образования через
осуществление деятельности, специфичной для детей той или иной возрастной группы, прежде
всего в форме игры, познавательной деятельности и творческой активности;
10. формирование системных представлений о ближайшем природном, социокультурном
окружении на основе накопления культурного опыта (знаний, деятельности, общения) в
процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том
числе в совместной образовательной деятельности;
11.формирование
коммуникативной
культуры,
произвольности
поведения,
доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом, взрослыми людьми и со
сверстниками.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и
ориентирована на:



специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
парциальная образовательная программа дошкольного образования «Байкал –
жемчужина Сибири» - Багадаева О. Ю., Галеева Е. В., Галкина И. А., Зайцева О. Ю.,
Кананчук Л. А., Карих В. В., Михайлова И. В., Серёдкина Н. Д., Удова О. В., Шинкарёва
Н. А. – Иркутск: Изд-во «АСПРИН», 2016. – 241 с.

8

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее —
образовательные области):
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Основные формы организации учебного процесса:
 совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно
образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной
программы и при проведении режимных моментов;
 самостоятельная деятельность воспитанников;
 непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) ведется по подгруппам.
Продолжительность НОД:
дети от 1,5 до 3 лет – 8 – 10 минут;
дети от 3 до 4 лет – 15 минут;
дети от 4 до 5 лет – 20 минут;
дети от 5 до 6 лет – 25 минут;
дети от 6 до 7 лет – 30 минут.
В середине НОД педагоги проводят физкультминутки. Между НОД предусмотрены перерывы
продолжительностью 10 минут.
Образовательный процесс строился на адекватных возрасту формах работы с детьми, при
этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей
детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется
в любых формах образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются национально-культурные,
климатические условия.
В работе с детьми педагоги используют образовательные технологии: развивающего
обучения, проблемного обучения, проектную деятельность.
Общий объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени и рассчитан в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности;
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность;
 взаимодействие с семьями детей.
Режим деятельности ДОУ является гибким и строится в зависимости от социального заказа
родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинского работника. Образовательная
деятельность организуется на основе комплексно-тематического планирования.
Педагоги в течение года обеспечивали полноценность физической активности дошкольников
через овладение общеразвивающими упражнениями. Расширяли представления детей о значении
физической культуры, о взаимосвязи здоровья и гигиены. Учреждение оборудовано
медицинским кабинетом, изолятором. Детский сад обслуживается по договору с Братской
9

районной больницей. Сотрудники ежегодно проходят медицинский осмотр в данном
учреждении.
Администрация
ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие
воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарногигиенических норм, режима.
Организация питания в детском саду соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам
и нормативам. В детском саду организовано 4-х разовое питание. При составлении рациона
ребенка учитывается возраст, уровень физического развития, физиологическую потребность в
основных пищевых веществах и энергии, состояние здоровья. Рацион питания разнообразный,
включает в повседневный рацион все основные группы продуктов. Есть примерное 10 дневное
меню, технологические карты приготовления пищи. Контроль за качеством питания,
разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой,
выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков
реализации продуктов питания осуществляется администрацией детского сада. В меню
представлены разнообразные блюда. При составлении меню-требования шеф-повар
руководствуется разработанным и утвержденным 10-дневным меню (круглогодичное),
технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени
года.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение
санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники
пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке
продуктов, правил личной гигиены. Группы обеспечены соответствующей посудой, правильно
подобранными в соответствии с ростом детей столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и
опрятности при приеме пищи, обращая внимание воспитанников на сервировку стола.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления
здоровья воспитанников. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня
(все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления
профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей;
проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к
детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий.
Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение
всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной
активности в режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей
находятся физкультурные уголки, организуются в большом количестве подвижные игры,
физкультминутки. Широко используются спортивные игры и соревнования, общие сезонные и
народные праздники.
Ухудшение здоровья детей за 2023 год было связано с непростой эпидемиологической
ситуацией, вызванной короновирусной инфекцией, уровень заболеваемости в 2023 году
несколько возрос, однако не был критичным и не превышал допустимые нормы, все группы
стабильно работали.
10

Оздоровительная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Оздоровление методами закаливания: босохождение, водные и воздушные процедуры,
занятия физической культурой.
2. Профилактика заболеваемости методами вакцинации, диспансерного наблюдения и
профилактических мероприятий.
3. Санитарно-просветительская работа через педагогов и родителей: информирование о
профилактике заболеваний, о необходимости формирования навыков и потребности в здоровом
образе жизни в детском возрасте.
4. Контроль за питанием воспитанников.
В области состояния здоровья воспитанников, в реализации здоровьесберегающих технологий
имеются проблемные зоны, над которыми необходимо работать:
- низкая активность родителей по формированию здорового образа жизни ребенка;
- недостаточная комплектация территории детского сада спортивным оборудованием;
- необходимость обновления уголков физического развития в группах и спортивном зале.
Пути решения:  активизировать работу воспитателей по закаливанию и оздоровительным
мероприятиям с дошкольниками;
 оборудовать спортивную уличную площадку;
 обновить и пополнить спортивное оборудование в физкультурном зале.

1.4. Оценка содержания и качества подготовки воспитанников
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ Детский сад
«Ручеек» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает
достижение воспитанниками готовности к школе.
Воспитательно-образовательная деятельность дошкольного учреждения строится с учетом
Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологических требований организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и «Санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции», обеспечивающих оптимальную нагрузку
на ребёнка каждого возраста, разумное чередование непосредственной образовательной
деятельности, отдыха, смены видов детской деятельности.
Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности
являются:
1. Регулирование объема образовательной нагрузки.
11

2. Реализация федерального государственного образовательного стандарта в содержании и
организации образовательного процесса в детском саду.
В МКДОУ Детский сад «Ручеек» программа в части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлена программой «Байкал- жемчужина Сибири».
Авторы Программы: Парциальная образовательная программа дошкольного образования
«Байкал – жемчужина Сибири» - Багадаева О. Ю., Галеева Е. В., Галкина И. А., Зайцева О. Ю.,
Кананчук Л. А., Карих В. В., Михайлова И. В., Серёдкина Н. Д., Удова О. В., Шинкарёва Н. А.
– Иркутск: Изд-во «АСПРИН», 2016. – 241 с.
Дата утверждения Программы: 2016 год.
Цель и задачи Программы, расширяющие задачи, обозначенные в ФОП ДО:
Основная цель программы «Байкал – жемчужина Сибири» состоит в обеспечении для ребенка
условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и
создании обстановки познавательного событийного взаимодействия педагога с детьми, их
родителями, направленного на развитие личностного потенциала каждого субъекта
образовательной среды.
Задачи:
1. Обеспечение гарантированного уровня и качества дошкольного образования через
осуществление деятельности, специфичной для детей той или иной возрастной группы, прежде
всего в форме игры, познавательной деятельности и творческой активности.
2. Формирование системных представлений о ближайшем природном, социокультурном
окружении на основе накопления культурного опыта (знаний, деятельности, общения) в
процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том
числе в совместной образовательной деятельности.
3.Формирование
коммуникативной
культуры,
произвольности
поведения,
доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом, взрослыми людьми и со
сверстниками.
4.Психолого-педагогическая и методическая поддержка родителей дошкольников и педагогов
дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие
ребенка с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с
естественными потребностями возраста и с учетом психологических и биологических
закономерностей развития.
С целью формирования финансовой грамотности у детей 5-7 лет педагоги ДОУ работают по
программе «Азы финансовой культуры для дошкольников» (авторы Л. В. Стахович, Е. В.
Семенкова, Л. Ю. Рыжановская). Программа составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО),
утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного
возраста (старшая и подготовительная группы) и адаптирована для занятий в дошкольном
образовательном учреждении.
Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребёнка, его субъектные
проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов
его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься
определенным видом деятельности). В процессе их организации педагог создает условия для
свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности,
принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую
12

инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей в соответствии
с п.24.3. ФОП ДО.
При выборе форм, методов, средств реализации ОП педагог учитывает субъектные проявления
ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к
социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься
той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Согласно п.24.7. ФОП ДО, игра - форма организации жизни и деятельности детей, средство
разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития,
самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Педагог максимально использует потенциал
игры, все варианты ее применения в ДОО в соответствии с п.24.8. ФОП ДО.
Для поддержки детской инициативы педагоги поощряют свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Кроме этого педагоги:
 организовывают ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в
деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов
деятельности;
 уделяют внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества,
сообразительности, поиска новых подходов;
 поощряют проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОО,
используя приёмы поддержки, одобрения, похвалы;
 поощряют и поддерживают желание детей получить результат деятельности, стремление
доводить деятельность до результата, стремления к качественному результату деятельности;
 поддерживают у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий,
подчеркивают рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждают к проявлению
инициативы и творчества через использование приёмов похвалы, одобрения, восхищения.
Для развития самостоятельности у детей, педагоги создают творческие ситуации в игровой,
музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде, в которых
активизируют желание детей самостоятельно определить замысел, способы и формы его
воплощения. Воспитатели не сразу помогают ребёнку, если он испытывает затруднения в
решении задачи, а побуждают его к самостоятельному решению, подбадривают и поощряют
попытки найти решение.
В части реализации парциальной программы можно отметить следующее: педагоги
продолжают знакомить воспитанников с озером Байкал и его обитателями, легендами Байкала,
Красной книгой Прибайкалья, народами, проживающими на территории края. Изучают родной
посёлок, его достопримечательности, растительный и животный мир, народные праздники.
Педагоги формируют эстетическое отношение к природе родного края, умение видеть
прекрасное в её разнообразных проявлениях и отражать это в продуктивной деятельности.
Создают мотивацию к посильному участию в природоохранных мероприятиях, акциях,
13

связанных с защитой природных богатств. Воспитанники активно участвуют в конкурсах
Мудрой Совы, Заповедного Прибайкалья. Поощряют любознательность и исследовательскую и
проектную деятельность детей.
В области социально-коммуникативного развития воспитатели обсуждают с детьми правила
безопасного поведения и взаимодействия со сверстниками в разных жизненных ситуациях,
обсуждают с детьми безопасные правила использования цифровых ресурсов, правила
пользования мобильными телефонами. Педагоги инициируют самостоятельность и активность
детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения, ободряют похвалой правильно
выполненные действия.
В сфере трудового воспитания педагоги расширяют и углубляют представления о труде
взрослых путем знакомства детей с разными профессиями. На занятиях по формированию
основ финансовой грамотности, педагоги формируют у воспитанников правильные
представления об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров, о
денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости,
культуры потребления. Обеспечивают психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры
ребёнка.
Анализ освоения программы по основным областям развития «Мониторинг освоения
основной образовательной программы» проводился воспитателями и другими специалистами
на начало и конец учебного года, в соответствии с рекомендациями Верещагиной Н.В.
«Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка». Анализ проведенных
итоговых занятий в группах, беседы с детьми, опросы, результаты диагностики уровня усвоения
детьми программного материала по основным разделам программы, результаты диагностики
физического развития и готовности детей подготовительных групп к обучению в школе,
позволяют сделать оценку уровня освоения детьми образовательных программ.
Мониторинг
качества освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ в 2022-2023 у. г.

Область развития
Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

В
Н
С

НГ(сентябрь) СГ(декабрь) КГ(май)
0%
11%
42%
34,5%
26%
19%
65,5%
63%
39%

В
Н
С
В
Н
С

3%
21%
76%
1,5%
33,5%
65%

9%
17%
74%
26%
15%
59%

39%
9%
52%
40%
11%
49%

В
Н

0%
30%

10,5%
24%

43%
19%
14

Физическое развитие

С
В
Н
С

70%
0%
29%
71%

65,5%
5%
17%
78%

38%
26%
13%
61%

Мониторинг готовности к школе: возрастная норма - 74%, выше возрастной нормы – 19%,
слабый уровень – 7%.
Фактические данные, полученные по результатам мониторинга качества образования,
позволяют сделать следующие выводы: общий результат качества образования в дошкольных
группах МБОУ на конец 2022-2023 учебного года представлен в основном высокими и
средними уровнями развития. Положительная динамика наблюдается по всем образовательным
областям. Это свидетельствует о том, что в МКДОУ ведется систематическая, целенаправленная
работа педагогов над освоением воспитанниками программных требований, которая дает
положительные результаты.
Содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям социального
заказа (родителей), обеспечивает развитие детей за счет использования образовательной
программы.
Организация
педагогического
процесса
отмечается
гибкостью,
ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей, что позволяет
осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Это доказывает и участие
воспитанников в конкурсах различного уровня: всероссийских, региональных, муниципальных.
Результаты участия воспитанников в конкурсах детского творчества
Диплом участника
Диплом победителя – I место
Диплом победителя – II место
Диплом победителя – III место
Грамота лауреата
Грамота I место
Грамота II место
Грамота III место
Итого участников

10
26
12
6
14
10
2
4
84

Воспитанники стали участниками конкурсов: «МУДРАЯ СОВА», «РИСУЙСНАМИ.РФ»,
«ВРЕМЯ ЗНАНИЙ», «ТУТКОНКУРС», «ЭКОЛОГИЯ РОССИИ», «ТАЛАНТЫ РОССИИ»,
«РОСТ», «ЗАВУЧ», «ЛАБИРИНТ ЗНАНИЙ», «РОСВОДРЕСУРСЫ».
Вывод: исходя из основных направлений государственной политики в области образования,
приоритетным направлением МКДОУ Детский сад «Ручеек» является обеспечение равных
стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих
основную программу начального общего образования. Стараемся формировать всесторонне
развитую личность воспитанника, готового к переходу в начальную школу.
Проблемные зоны: хотелось бы большей активности родителей. Некоторые из родителей не
считают дошкольное образование образованием.
15

РАБОТА С СЕМЬЁЙ
Формирование из педагогов и родителей коллектива единомышленников с общими целями
и взглядами на воспитание детей, единой системой воспитания в детском саду и дома –
основная задача коллектива МКДОУ, такие взаимоотношения благоприятно повлияют на
уровень развития, воспитанности и образованности наших воспитанников.
Для повышения педагогической компетенции родителей в помещениях групп организовано
информационное пространство, которое представлено в различных формах. При оформлении
стендов учитываются следующие требования: материал должен быть эстетически
оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет,
содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и
необходимым. У родителей сформированы представления о сфере деятельности детского сада:
о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования, о возрастных и
психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста, об особенностях
образовательного процесса.
Система взаимодействия с семьёй в ДОУ:
Консультации для
родителей
Папкипередвижки
Детскородительские
конкурсы

Система
взаимодействия
с семьёй

Анкетирование
Изготовление
буклетов
Информирование
родителей через
мессенджеры,
социальные сети:
ОК, ВК, Телеграм
Акции
Мероприятия
ДОУ

Взаимодействие с семьей в дошкольном учреждении предусматривает решение следующих
задач:

просвещение родителей по разным направлениям воспитания;
16

совместная деятельность родителей и детей;
индивидуальная работа с различными категориями семей.
Работа детского сада строится на основе изучения запросов родителей и взаимодействия с
ними. Родители имеют возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного
процесса, а также его результатами. Специалисты устанавливают с семьями воспитанников
деловые контакты. Педагогическое просвещение родителей начинается ещё до поступления
ребенка в детский сад. На родительских собраниях заведующая, педагог-психолог, старший
воспитатель рассказывают, как правильно подготовить ребенка. В ходе бесед с семьями
воспитанников обсуждаются вопросы состояния, здоровья, эмоционально - личностное
развитие ребенка, его общение со сверстниками и взрослыми и т.п.
Система работы с родителями в данный период позволила добиться оптимальных
результатов:



 родители удовлетворены качеством организации образовательного процесса;
 активно включаются в жизнь группы и детского сада;
 принимают участие в творческих конкурсах.
Анализ совместной деятельности педагогического коллектива ДОУ с семьями показывает,
что использование дифференцированного подхода, нетрадиционных форм и методов общения
с родителями, повышает их ответственность за воспитание детей в семье. Это создает
атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и
детьми; способствует обмену опытом семейного воспитания между родителями;
создает благоприятную эмоциональную атмосферу между родителями и педагогами;
обеспечивает совместный успех в деле воспитания, обучения и развития детей.
Родители активно участвуют в конкурсах:
Название конкурса
Уровень
Количество семей
«Осенние фантазии»
ДОУ
39
«Мастерская
дедушки ДОУ
37
Мороза»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Группа
Наименование кружковой работы
Кол-во воспитанников
«Наши пальчики играют»
1 мл. гр.
20
«Блоки
Дьенеша»
2 мл. гр.
12
Средняя
«Я маленький россиянин»
10
Старшая
«Азы финансовой грамотности»
10
Муз. руководитель «С песенкой по лесенке»
10
Дополнительное образование осуществляется на бесплатной основе и охватывают:
художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое
развитие. Работу дополнительных кружков педагоги неоднократно представляли на районных
методических объединениях с получением сертификатов.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования, повышения педагогической
компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного
возраста на дому, в МКДОУ Детский сад «Ручеек» организована деятельность
консультационного пункта, в соответствии с «Положением о консультационном пункте для
родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольные образовательные
учреждения», принятом на педагогическом совете № 3 от 26.02.2018 года и утвержденным
приказом заведующего № 7 от 26.02.2018 года.

17

Кадровый состав: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели.
Консультационный пункт работает каждый второй и четвертый четверг месяца (время 16.00 –
17.00). Форма проведения услуги – индивидуальная.
На протяжении 2023 года педагогом-психологом оказывалась индивидуальная
консультативная помощи родителям воспитанников ДОУ и педагогическому коллективу по
вопросам адаптации к ДОУ, детско-родительских отношений, результатов диагностики,
эмоционального состояния детей, взаимоотношений педагогов и родителей и др.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Сетевое взаимодействие в области образования сегодня представляет собой
инновационную технологию, которая позволяет образовательному учреждению развиваться и
соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
МКДОУ Детский сад «Ручеек» п. Прибрежный на постоянной основе сотрудничает с
МКУК «Прибрежненский КДЦ» Братского района (воспитанники ДОУ постоянно участвуют
в концертах, посвященных Дню матери, 8 марта, День Победы, День поселка и т. п.).
Сотрудники КДЦ ежеквартально приглашают воспитанников на свои представления:
спектакли, мероприятия, приуроченные к знаменательным датам.
С открытием муниципальной площадки в нашем ДОУ по формированию у воспитанников
азов финансовой грамотности такая форма работы нас особенно привлекла. Такая форма
организации обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы
с использованием ресурсов культурно-досугового центра, ведь коллектив ДОУ старается
перейти в статус инновационного учреждения. У все у нас одна цель: обеспечить качественное
дошкольное образование максимальному количеству детей.
Таким образом, сетевое взаимодействие может рассматриваться как педагогическое
взаимодействие, в основе которого лежит совместная деятельность детей и взрослых, что
приводит к преобразованию не только в познавательной сфере, но и в личностной, а также
содействует установлению взаимоотношений. У участников сети наблюдается потребность
друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
1.5. Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми
Отсутствие в ДОУ ставок логопеда, дефектолога сказывается на коррекционно-развивающей
работе с детьми. И родителям, и педагогам очень хотелось бы, чтобы данные специалисты
были в учреждении. Но, в настоящее время, мы рекомендуем родителям данных специалистов
только дистанционно.
Педагоги определили целевые группы обучающихся в своих группах:






нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
дети с большим количеством пропусков в посещении ДОО;
дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы;
одаренные дети;
дети и семьи в трудной жизненной ситуации.

В зависимости от категории группы, намечены задачи:
 коррекция (развитие) познавательных процессов;
 создание условий для успешной социализации;
 формирование коммуникативных навыков;
18

 обогащение РППС;
 вовлечение родителей в образовательный процесс.
Проводится коррекционно-консультативная индивидуальная образовательная деятельность с
участием родителей, педагога-психолога и воспитателей.
Проблемы: недопонимание родителей своей роли в развитии и коррекции потребностей
ребёнка.
Решение проблемы: формирование у родителей воспитанников компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку; формирование
коммуникативной и социальной компетенции детей в соответствии с индивидуальными
способностями через создание модели обучения в единой здоровьесберегающей
образовательной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Совместная деятельность участников психолого-педагогического сопровождения
реализации образовательной программы дошкольного образования включает следующие
блоки:
 психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей дошкольного
возраста к условиям ДОУ;
 психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста (3-7 лет);
 психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет) по подготовке к школе;
 своевременное выявление воспитанников, испытывающих трудности в освоении ООП
ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает в ДОУ как поддержка и помощь в
решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка.

1.6. ОЦЕНКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В настоящее время педагогический коллектив МКДОУ Детский сад «Ручеек» – 11 человек, из
них:
Заведующий- 1 человек;
Старший воспитатель – 1 человек;
Воспитатели – 6 человек;
Музыкальный руководитель – 1 человек;
Инструктор по физ. воспитанию – 1 человек
Педагог-психолог – 1 человек.

Характеристика кадрового состава Детского сада
Стаж
Кол-во чел.
Процент

До 3 лет
2
20

3-5 лет
2
20

5-10 лет
1
10

15-20 лет
4
40

20 и более
2
20

Высшее профессиональное образование имеют – 3 педагога
Среднее специальное образование имеют

- 7 педагогов

Курсы повышения квалификации:
19

№
п/п
1.

2.

3.

4.

Тема курсовой подготовки

Кол-во
часов
18

ФИО
педагога
Мануилова Н. П сертификат

Мануилова Н. П –
удостоверение о
повышении
квалификации №
382417679696
Рег. Номер 7347
Г. Иркутск
Дата
выдачи:
27.05.2023г.
Молчанова А. А. сертификат

«Управление
процессами
организации
и
проведения
самообследования дошкольной
образовательной организации»
3-4 апреля 2023
«Учет специфики современных
технологий
обучения
в
организации образовательного
процесса в соответствии с
ФГОС
дошкольного
образования»

ГАУ ИО ЦОПМК
и МКО

ГБПОУ
«Иркутский
региональный
колледж
педагогического
образования»

24

«Совершенствование
профессиональной
компетентности педагогических
работников
в
области
реализации
здоровьесберегающих
технологий в образовательном
процессе»
15-16 марта
«Переход
на
федеральную
образовательную
программу
дошкольного образования»

ГАУ ИО ЦОПМК
и МКО

8

ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»
ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»
ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»
ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»

72

Ковшова И. В. –
удостоверение о
повышении
квалификации №
54080008822172

72

Ковшова И. В. –
удостоверение о
повышении
квалификации №
54080008822173

72

Побойкина А. А.
– удостоверение о
повышении
квалификации №
54080008822067

72

ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»

72

Москаленко Н. Н.
-удостоверение о
повышении
квалификации
№54080008822489
Рег.
Номер
–
02791
Дата выдачи: 24
мая 2023
Г. Новосибирск
Шкуратова Е. И.
-удостоверение о
повышении
квалификации
№54080008822536
Рег.
Номер
–
02838
Дата выдачи: 24
мая 2023

5.

«Изотерапия.
рисунком»

Работа

с

6.

«Переход
на
федеральную
образовательную
программу
дошкольного образования»

7.

«Переход
на
федеральную
образовательную
программу
дошкольного образования»

8.

«Переход
на
федеральную
образовательную
программу
дошкольного образования»

20

9.

«Переход
на
федеральную
образовательную
программу
дошкольного образования»

ООО
Учебный
центр
профессиональной
переподготовки и
повышения
квалификации
«Знания»

72

10.

«Внедрение
Федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования:
требования
и
особенности
организации образовательного
процесса»

ООО
«Центр
развития
компетенций
Аттестатика»

72

11

«Инновационные
подходы
сочетания
очных
и
дистанционных
методов
в
образовательном процессе и
работе
с
родителями
в
соответствии с ФГОС»
Проектирование и разработка
образовательной программы для
каждого педагога ДОО на
основании ФОП ДО

Форум «Педагоги
России»

16

«Педагоги России:
инновации
в
образовании»
АНО
ДПО
«ЛингваНова»

36

«Формирование
предпосылок
функциональной
грамотности
дошкольников
в
условиях
создания
единого
образовательного пространства
(на примере математической
грамотности)
«ТРИЗ-педагогика и метод РТВ
как
эффективный
метод
реализации речевого развития
воспитанников и учащихся по
ФОП ДО и ФОП НОО»

ГАУ
ИО
ЦОПМКиМКО

18

«Педагоги России:
инновации
в
образовании»
АНО
ДПО
«ЛингваНова»

72

12

13

14

Г. Новосибирск
Новикова М. Г.
-удостоверение о
повышении
квалификации
№54080008822
Рег. Номер –
Дата выдачи: 24
мая 2023
Г. Новосибирск
Кузнецов В. В.
-удостоверение о
повышении
квалификации №
01339251
Рег. Номер 9251
Дата выдачи
18.05.2023
г. Тула
Ковшова И. В.
-диплом
участника курса

Мануилова Н. П.
– удостоверение
№ 661634067025
Дата выдачи
11.08.2023
г. Екатеринбург
Москаленко Н. Н.
-удостоверение №
383102562493
Дата
выдачи
24.11.2023
Г. Иркутск
Рег.№ 3707
Побойкина А. А.–
удостоверение №
661634088444
Дата выдачи
15.12.2023
г. Екатеринбург

І категорию имеют 4 педагога, СЗД – 3 педагога, 3 педагога без категории.
Педагогический коллектив укомплектован на 100%, достаточно стабилен и имеет
хорошие перспективы в своем профессиональном развитии.
Участие педагогов в РМО 2022 года
№ ФИО педагога
п/п
1.
Мануилова Н. П.

Тема РМО

Продукт

«Формирование
предпосылок
финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста» - круглый
стол – 17.02.2023

Презентация опыта
работы
«Анализ
работы
инновационной
площадки»
21

Семинары
1.

Москаленко Н. Н.
«Анализ содержания ФОП ДО как
основа планирования занятий с
детьми»

2.

Побойкина А. А.

3.

Побойкина А. А.

4.

Ковшова И. В.

Сертификат
от
«ЦРО г. Братска»

Сертификат
от
«ЦРО г. Братска»

«Анализ содержания ФОП ДО как
основа планирования занятий с
детьми»
V муниципальный образовательный Сертификат
от
«ЦРО
Братского
форум педагогов Братского района
района»
«Новая философия воспитания»
V муниципальный образовательный Сертификат
форум педагогов Братского района
«Новая философия воспитания»

Конкурсы профессионального мастерства в 2023 году:
Название конкурса
Педагогический вернисаж

Участник
Ковшова И. В.

Продукт
Диплом участника

Участие педагогов в конкурсах
Название
Разноцветное лето - 2023
Александровская осень

Участник
Ковшова И. В.
Побойкина А. А.
Шкуратова Е. И.

Конкурс макетов по ПДД
ЭКО-БАЙКАЛ
региональный

Ветушева Е. В.
Побойкина А. А.
- Ковшова И. В.
Побойкина А. А.

ГАУ ДПО ИРО

Мануилова Н. П.

Продукт
Диплом II степени
Победители в номинации
«Очень-очень
модное
Чучело огородное»
Благодарности
Дипломы участников в номинации
«Лучшая
практика
в
области
экологического
образования
и
просвещения детей дошкольного
возраста»
Лучшая методическая разработка по
ФГ – сертификат о размещении на
сайте РЦФГ ИО.

22

Вывод: в целом работа педагогического коллектива детского сада отличается достаточной
стабильностью и положительной результативностью. В Детском саду созданы кадровые
условия, обеспечивающие качественную реализацию образовательной программы
в соответствии с требованиями обновления дошкольного образования. В учреждении
созданы условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников
через систему методических мероприятий. Педагоги ДОУ зарекомендовали себя как
инициативный, творческий коллектив, умеющий найти индивидуальный подход к каждому
ребенку, помочь раскрыть и развить его способности. Таким образом, система психологопедагогического сопровождения педагогов, уровень профессиональной подготовленности
и мастерства, их творческий потенциал, стремление к повышению своего теоретического
уровня позволяют педагогам создать комфортные условия в группах, грамотно и успешно
строить педагогический процесс с учетом требований ФГОС ДО.
1.7. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов являются творческие группы,
которые создаются для решения таких задач как: обобщение опыта работы педагогов ДОУ по
определенной проблеме, для апробации инновационных образовательных технологий, для
разрешения профессиональных затруднений при осуществлении образовательной деятельности,
для методической поддержки участников профессиональных конкурсов педагогического
мастерства.
Кадровая политика дошкольного учреждения опирается на развитие у педагогов
профессиональной компетентности, которая выявляется на основе анализа профессиональной
деятельности с детьми, а также при прохождении процедуры аттестации. В 2023 году в ДОУ
поступили специалисты без аттестации и ушли специалисты с первой категорией. Поэтому
задача повышения профессионального мастерства педагогов достаточно актуальна для
дошкольного учреждения. Реализация ФГОС ДО ставит перед педагогами решение, прежде
всего, задач личностного развития детей, их социализации, предоставления возможности
полноценно и ярко прожить дошкольное детство.
В Детском саду библиотека является составной частью методической службы.
Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, группах Детского сада.
Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям
основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой,
периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных
электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебнометодических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной
работы в соответствии с обязательной частью ОП.
Перед переходом на ФОП ДО была проведена инвентаризация всего методического
материала; были приобретены дополнительные УМК по развитию речи.
Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации
образовательных программ, но хотелось бы иметь цветной принтер, наборы для конструирования,
современную мебель, новый баян, новые музыкальные принадлежности.
Вывод: в Детском саду учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для
организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных
программ, но требует пополнения современными средствами обучения и воспитания.
23

Материально-техническое обеспечение
В Детском саду сформирована материально-техническая база для реализации
образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В Детском саду оборудованы
помещения:








групповые помещения — 4;
кабинет заведующего — 1;
методический кабинет — 1;
физкультурный зал — 1;
пищеблок — 1;
прачечная — 1;
медицинский кабинет — 1.

При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные,
индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты,
включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Созданы уголки патриотического
воспитания, оформленные по требованиям Минпросвещения. Включили в РППС средней и
старшей группы элементы, отражающие региональную специфику. Предметно-развивающая
среда отвечает стандарту: есть потребность в ее индивидуализации и обогащении на основе
учета персональных интересов и возможностей детей
В 2023 году Детский сад провел текущий ремонт во всех групповых комнатах и спальных
помещениях, коридорах, медкабинете, физкультурном зале. Построили новые малые
архитектурные формы и игровое оборудование на участке.
Вывод: Материально-техническое состояние Детского сада и территории соответствует
действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны
труда.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ результатов деятельности ДОО
МКДОУ Детский сад «Ручеек» осуществляет инновационную деятельность по теме
«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет». 2023 год – ІІI этап
реализации данного проекта: реализация основной образовательной программы в части
экономического
воспитания;
непосредственно
образовательная
деятельность
по
формированию предпосылок финансовой грамотности, организация сюжетно-ролевых игр по
теме. На группах накоплен достаточно объемный материал по этому направлению.
В 2023 году в школу было выпущено 22 ребёнка, 20 из них приняли участие в
диагностическом обследовании. Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в
школе выявлялся с помощью скрининг – обследования: «Психолого-педагогическая оценка
готовности к началу школьного обучения Н.Семаго, М.Семаго», «Тест школьной зрелости
Кёрна-Йерасека», «Графический диктант».
Результаты показали, что 85% детей готовы к школьному обучению, 15% (3)- условно
готовы к обучению, у них наблюдается слабый уровень развития. Из них – одна девочка
только недавно посещает детский сад (она приехала из деревни, где нет детского сада), а двое
детей только последний год посещали группу. Из этого делаем вывод: дети, которые
стабильно посещают ДОУ с раннего возраста наиболее подготовлены к школьному обучению.
24

В 2023 году в младшую группу поступило 20 детей. Из них все имеют все имеют 1 группу
здоровья.
Организационный этап адаптации включил в себя:
-проведение родительского собрания на тему «Первый раз в детский сад»,
- сбор данных о ребенке, анкетирование родителей: «Готов ли ваш ребенок к поступлению
в детский сад?», «Будем знакомы», «Психолого-педагогическое обследование ребенка,
поступающего в детский сад», работу с семьей: индивидуальные консультации, беседы,
рекомендации;
- наблюдение за детьми;
-прогноз адаптации;
-консультативную помощь педагогам в создании благоприятных условий для адаптации
ребенка к детскому саду;
-адаптационная работа с детьми.
При составлении прогноза адаптации учитывались факторы, определяющие
функциональные возможности детского организма: состояние здоровья и уровень развития.
Воспитателям были даны методические рекомендации по взаимодействию с ребенком в
период адаптации, организации режима дня, проведены лекции-консультации «Первые дни
ребенка в детском саду», «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента»,
рекомендации по проведению психологических упражнений и игр, направленных на
поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду, перечень и содержание которых
воспитателям предоставила педагог-психолог. Целями данных игр и упражнений являются
развитие эмоционального общения со взрослыми, налаживание контакта.
Для воспитателей и их помощников была разработана памятка по организации
педагогического процесса в период адаптации.
Работа всего педагогического коллектива в период адаптации детей к детскому саду велась
целенаправленно, планомерно и способствовала безболезненному привыканию ребенка к
новым условиям.
По данным опроса пользователей услуг института образования Иркутской области имеем
такие данные: https://uso.coko38.ru/results/oos/596
Удовлетворенность организацией участниками образовательного

процесса

92,7%

Удовлетворенность
возможностями,
предоставляемыми
организацией 91,67%
для
всестороннего развития обучающихся
Удовлетворенность доброжелательностью и вежливостью работников организации,
98,08%
обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в организацию

Результаты анализа показателей деятельности организации
Данные приведены по состоянию на 30.12.2023.

25

Показатели

Единица
измерения

Количество

Образовательная деятельность
Общее количество воспитанников, которые обучаются человек
по программе
дошкольного
образования,
в том числе обучающиеся:

104

в режиме полного дня (10,5 часов)

104

в режиме кратковременного пребывания (3–5 часов)

0

в семейной дошкольной группе

0

по форме
семейного
образования
с психологопедагогическим сопровождением, которое организует
Детский сад

0

Общее количество воспитанников в возрасте до трех лет

человек

22

Общее количество воспитанников в возрасте от трех человек
до восьми лет

82

Количество (удельный вес) детей от общей численности человек
воспитанников, которые получают услуги присмотра (процент)
и ухода, в том числе в группах:
10,5 -часового пребывания

(100%)

Численность (удельный вес) воспитанников с ОВЗ человек
от общей численности воспитанников, которые получают (процент)
услуги:
по коррекции недостатков физического, психического
развития

0 (0%)

обучению по образовательной программе дошкольного
образования

0 (0%)

присмотру и уходу

0 (0%)

Средний показатель пропущенных
на одного воспитанника

по болезни

дней день

35

26

Общая численность педработников,
количество педработников:

в том

числе человек

10

с высшим образованием

4

высшим образованием педагогической направленности
(профиля)

3

средним профессиональным образованием

0

средним профессиональным образованием педагогической
направленности (профиля)

7

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников,
которым
по результатам
аттестации (процент)
присвоена
квалификационная
категория,
в общей
численности педагогических работников, в том числе:

7 (70%)

с высшей категорией
первой категорией

(40 %)

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников
в общей
численности
педагогических (процент)
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
до 5 лет

3 (30%)

больше 30 лет

1 (10%)

Количество (удельный вес численности) педагогических человек
работников
в общей
численности
педагогических (процент)
работников в возрасте:
до 30 лет

0

от 55 лет

2 (20%)

Численность
(удельный
вес)
педагогических человек
и административно-хозяйственных работников, которые (процент)
за последние 5 лет прошли повышение квалификации или
профессиональную
переподготовку,
от общей
численности таких работников

12 (100%)

27

Численность
(удельный
вес)
педагогических человек
и административно-хозяйственных работников, которые (процент)
прошли повышение квалификации по применению
в образовательном процессе ФГОС, от общей численности
таких работников

12 (100%)

Соотношение «педагогический работник/воспитанник»

человек/человек 9/1

Наличие в Детском саду:

да/нет

музыкального руководителя

да

инструктора по физической культуре

да

учителя-логопеда

нет

логопеда

нет

учителя-дефектолога

нет

педагога-психолога

да

Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых осуществляется кв. м
образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника

7

Площадь помещений для
деятельности воспитанников

28

дополнительных

видов кв. м

Наличие в Детском саду:

да/нет

физкультурного зала

нет

музыкального зала

нет

прогулочных площадок, которые оснащены так, чтобы
обеспечить потребность воспитанников в физической
активности и игровой деятельности на улице

да

2.2. Перспективы развития ДОО
В ДОУ разработана программа развития на 2023 – 2026 годы. Цель данной программы:
повышение качества образовательных услуг, модернизация материально-технической
28

базы, обеспечение доступности дополнительного образования и повышение безопасности,
в том числе антитеррористической защищенности объектов организации.
Разработка образовательных программ, в которых используются современные
материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ, развитие
качественной и доступной образовательной и творческой среды являются одним из
основных направлений развития организации. Реализация новых программ
дополнительного образования – как ожидаемый результат реализации программы
развития, повышение профессиональной компетентности педагогов, овладения ими
инновационными и метапредметными технологиями.
Пока мы наблюдаем: устаревшую материально-техническую базу, отсутствие у
педагогов необходимого опыта в инновационной, цифровой и проектной деятельности, а
также формализованный подход органов власти в сфере цифровизации и внедрения
инноваций без учета потребностей и реальных возможностей конкретного детского сада.
В прошедшем учебном году вся работа ДОУ была направлена на формирование
необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления,
повышения качества педагогической деятельности и роста её эффективности.
С целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо:
продолжать использовать, совершенствовать и внедрять в практику с детьми
педагогические методы и приемы в соответствии с задачами ФГОС ДО и требованиями
образовательной программы ДОУ, активизировать работу по развитию детской
инициативности, творчества, самостоятельности.
Основной целью своей деятельности педагогический коллектив видит в создании
единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребенка:
осуществлять одно из главных направлений в работе дошкольного учреждения обеспечение укрепления здоровья и развития физических навыков у детей, повысить
качество деятельности ДОУ за счёт модернизации содержания и форм реализации
воспитательно-образовательного процесса, обеспечение преемственности дошкольного и
начального школьного образования.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

294690421595703939189969587970239985033448730123

Владелец

Толкачева Марина Владимировна

Действителен

С 21.06.2024 по 21.06.2025

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».